Наша повседневная жизнь, особенно во времена развития научно-технического прогресса, перемены образа жизни молодёжи, а вместе с ней и людей среднего возраста, очень насыщенна событиями и ситуациями, связанными с проблемами взаимоотношения людей разных возрастов и полов, воспитания и перевоспитания, обучения, адаптации к новым условиям существования. Люди в своём стремлении к абсолютной свободе забыли об элементарном уважении друг к другу. Погоня за материальными благами привела к деградации духовной культуры, а развитие внутренних качеств человека отошло на последний план. Но ведь все психологи акцентировали внимание на характере человека, его личности, доказывали главенство развития внутреннего мира и отношения к окружающей действительности.
Анализируя себя, своё окружение, делая выводы, человек, тем самым, стремиться познать свою личность, выявить закономерности и механизмы построения межличностных отношений, учится не попадать в конфликтные ситуации или же уметь урегулировать их мирным путём. Всё это даёт человеку ощущение уверенности в своих силах, желание изучать мир, а соответственно стремление к совершенствованию.
Если рассмотреть физиологическое строение организма человека, то можно увидеть универсальность этого построения: на любую реакцию у организма есть ответ. Во многих случаях не важно какой ответ, главное, что он есть. Отвечая на какие-то процессы, организм таким образом защищается и сохраняет свою целостность. Как именно организм будет реагировать, во многом зависит от личностных особенностей человека: его характера, темперамента, склонностей привычек. Одной из форм такого реагирования является стресс, а то, каким образом человеческий организм с этим справляется, называется стрессоустойчивостью.
По происхождению слово «стресс» означает ограничение или притеснение.
Факторы, вызывающие стресс, называются стрессорами. Они могут быть различны, но пускают в ход одинаковую в сущности биологическую реакцию стресса. Человеку очень часто приходится сталкиваться со стрессовыми ситуациями, впадать в состояние тревожности, напряжённости. В этом случае организм реагирует либо борьбой, мобилизацией сил для противостояния, либо бегством, уходом от принятия какого-либо решения, откладывая это на потом. Но и в том, и в другом случае мы имеем дело со стрессом. Как человек будет с этим справляться – зависит от него самого.
Стресс может порождаться как приятными, так и неприятными факторами. Любая нормальная жизнедеятельность – учебная задача, встреча с любимым человеком, просмотр кинофильма может вызвать значительный стресс. У человека самым частым стрессором являются эмоциональные раздражители. Эмоции порождают стресс (адаптационный синдром). В свою очередь стресс порождает эмоции.
Трудности на пути к достижению цели приводят к стрессу, который сопровождается биологическим стрессовым синдромом.
Одни и те же стимулы вызывают разную реакцию, т.е. могут вызывать или не вызывать стресс и зависит это от мировоззрения человека и его образа жизни. Более того, вредность стимула, в основном, является лишь воображаемой. Самовнушением можно достигнуть эффекта, вполне сходного с воздействием соответствующего физического стимула.
Любая активность приводит в действие механизм стресса.
Под стрессом понимают неспецифический ответ организма на предъявляемые ему внешние или внутренние требования.
Возникновение и течение стресса зависит в первую очередь от индивидуальных особенностей человека. Люди могут быть предвзятыми, давая самоотчёты о стрессе не одинаково откровенно.
В исследованиях, посвящённых взаимосвязям возраста и уровня психического здоровья, не прослеживается непосредственной связи между двумя этими факторами. Т.е. возраст не влияет на уровень психического здоровья.
Отрицательное воздействие стресса оказывает влияние на работу внутренних органов, внешний вид человека и его психологические характеристики.
Система стрессовой реакции имеют прямое влияние на иммунную систему. Основная функция иммунной системы – защитить организм от инфекционных агентов, таких как вирусы, бактерии и паразиты.
Все люди очень разные и по-разному реагируют на стрессовые ситуации. Для того, чтобы минимизировать отрицательный эффект стрессовых реакций, только психолог способен применить специальные меры психологической помощи: телесно-ориентированная психотерапия, тренинги, самовнушение, аутогенная тренировка, гипноз, релаксация к и многое другое
.